Тип члена класса
Указателю на функцию нельзя присвоить адрес функции-члена, даже если типы возвращаемых значений и списки параметров полностью совпадают. Например, переменная pfi – это указатель на функцию без параметров, которая возвращает значение типа int:
int (*pfi)();
Если имеются глобальные функции HeightIs() и WidthIs()
вида:
int HeightIs(); |
int WidthIs();
то допустимо присваивание pfi
адреса любой из этих переменных:
pfi = HeightIs; |
pfi = WidthIs;
В классе Screen
также определены две функции доступа, height() и width(), не имеющие параметров и возвращающие значение типа int:
inline int Screen::height() { return _height; } |
inline int Screen::width() { return _width; }
Однако попытка присвоить их переменной pfi является нарушением типизации и влечет ошибку компиляции:
// неверное присваивание: нарушение типизации pfi = &Screen::height; |
В чем нарушение? У функций-членов есть дополнительный атрибут типа, отсутствующий у функций, не являющихся членами, – класс. Указатель на функцию-член должен соответствовать типу присваиваемой ему функции не в двух, а в трех отношениях: по типу и количеству формальных параметров; типу возвращаемого значения; типу класса, членом которого является функция.
Несоответствие типов между двумя указателями – на функцию-член и на обычную функцию – обусловлено их разницей в представлении. В указателе на обычную функцию хранится ее адрес, который можно использовать для непосредственного вызова. (Указатели на функции рассматривались в разделе 7.9.) Указатель же на функцию-член должен быть сначала привязан к объекту или указателю на объект, чтобы получить this, и только после этого он применяется для вызова функции-члена. (В следующем подразделе мы покажем, как осуществить такую привязку.) Хотя для указателя на обычную функцию и для указателя на функцию-член используется один и тот же термин, их природа различна.
Синтаксис объявления указателя на функцию-член должен принимать во внимание тип класса. То же верно и в отношении указателей на данные-члены. Рассмотрим член _height
класса Screen. Его полный тип таков: член класса Screen типа short. Следовательно, полный тип указателя на _height – это указатель на член класса Screen
типа short:
short Screen::*
Определение указателя на член класса Screen типа short
выглядит следующим образом:
short Screen::*ps_Screen;
Переменную ps_Screen
можно инициализировать адресом _height:
short Screen::*ps_Screen = &Screen::_height;
или присвоить ей адрес _width:
short Screen::*ps_Screen = &Screen::_width;
Переменной ps_Screen
разрешается присваивать указатель на _width или _height, так как они являются членами класса Screen типа short.
Несоответствие типов указателя на данные-члены и обычного указателя также связано с различием в их представлении. Обычный указатель содержит всю информацию, необходимую для обращения к объекту. Указатель на данные-члены следует сначала привязать к объекту или указателю на него, а лишь затем использовать для доступа к члену этого объекта. (В книге “Inside the C++ Object Model” ([LIPPMAN96a]) также описывается представление указателей на члены.)
Указатель на функцию-член определяется путем задания типа возвращаемого функцией значения, списка ее параметров и класса. Например, следующий указатель, с помощью которого можно вызвать функции height() и width(), имеет тип указателя на функцию-член класса Screen без параметров, которая возвращает значение типа int:
int (Screen::*)()
Указатели на функции-члены можно объявлять, инициализировать и присваивать:
// всем указателям на функции-члены класса можно присвоить значение 0 int (Screen::*pmf1)() = 0; int (Screen::*pmf2)() = &Screen::height; pmf1 = pmf2; |
Использование typedef
может облегчить чтение объявлений указателей на члены. Например, для типа “указатель на функцию-член класса Screen без параметров, которая возвращает ссылку на объект Screen”, т.е.
Screen& (Screen::*)()
Следующий typedef
определяет Action как альтернативное имя:
typedef Screen& (Screen::*Action)(); Action default = &Screen::home; |
Action next = &Screen::forward;
Тип “указатель на функцию-член” можно использовать для объявления формальных параметров и типа возвращаемого значения функции. Для параметра того же типа можно также указать значение аргумента по умолчанию:
Screen& action( Screen&, Action)();
action()
объявлена как принимающая два параметра: ссылку на объект класса Screen и указатель на функцию-член Screen без параметров, которая возвращает ссылку на его объект. Вызвать action() можно любым из следующих способов:
Screen meScreen; typedef Screen& (Screen::*Action)(); Action default = &Screen::home; extern Screen& action( Screen&, Sction = &Screen::display ); void ff() { action( myScreen ); action( myScreen, default ); action( myScreen, &Screen::end ); |
В следующем подразделе обсуждается вызов функции-члена посредством указателя.