Подробнее о стандартном преобразовании
Имеется пять видов стандартных преобразований, а именно:
1. преобразования целых типов: приведение от целого типа или перечисления к любому другому целому типу (исключая трансформации, которые выше были отнесены к категории расширения типов);
2. преобразования типов с плавающей точкой: приведение от любого типа с плавающей точкой к любому другому типу с плавающей точкой (исключая трансформации, которые выше были отнесены к категории расширения типов);
3. преобразования между целым типом и типом с плавающей точкой: приведение от любого типа с плавающей точкой к любому целому типу или наоборот;
4. преобразования указателей: приведение целого значения 0 к типу указателя или трансформация указателя любого типа в тип void*;
5. преобразования в тип bool: приведение от любого целого типа, типа с плавающей точкой, перечислимого типа или указательного типа к типу bool.
Вот несколько примеров:
extern void print( void* ); extern void print( double ); int main() { int i; print( i ); // соответствует print( double ); // i подвергается стандартному преобразованию из int в double print( &i ); // соответствует print( void* ); // &i подвергается стандартному преобразованию // из int* в void* return 0; |
}
Преобразования, относящиеся к группам 1, 2 и 3, потенциально опасны, так как целевой тип может и не обеспечивать представления всех значений исходного. Например, с помощью float
нельзя адекватно представить все значения типа int. Именно по этой причине трансформации, входящие в эти группы, отнесены к категории стандартных преобразований, а не расширений типов.
int i; void calc( float ); int main() { calc( i ); // стандартное преобразование между целым типом и типом с // плавающей точкой потенциально опасно в зависимости от // значения i return 0; |
}
При вызове функции calc()
применяется стандартное преобразование из целого типа int в тип с плавающей точкой float. В зависимости от значения переменной i
может оказаться, что его нельзя сохранить в типе float без потери точности.
Предполагается, что все стандартные изменения требуют одного объема работы. Например, преобразование из char в unsigned char не более приоритетно, чем из char в double. Близость типов не принимается во внимание. Если две устоявших функции требуют для установления соответствия стандартной трансформации фактического аргумента, то вызов считается неоднозначным и помечается компилятором как ошибка. Например, если даны две перегруженные функции:
extern void manip( long ); |
то следующий вызов неоднозначен:
int main() { manip( 3.14 ); // ошибка: неоднозначность // manip( float ) не лучше, чем manip( int ) return 0; |
Константа 3.14 имеет тип double. С помощью того или иного стандартного преобразования соответствие может быть установлено с любой из перегруженных функций. Поскольку есть две трансформации, приводящие к цели, вызов считается неоднозначным. Ни одно преобразование не имеет преимущества над другим. Программист может разрешить неоднозначность либо путем явного приведения типа:
manip ( static_cast<long>( 3.14 ) ); // manip( long )
либо используя суффикс, обозначающий, что константа принадлежит к типу float:
manip ( 3.14F ) ); // manip( float )
Вот еще несколько примеров неоднозначных вызовов, которые помечаются как ошибки, поскольку соответствуют нескольким перегруженным функциям:
extern void farith( unsigned int ); extern void farith( float ); int main() { // каждый из последующих вызовов неоднозначен farith( 'a' ); // аргумент имеет тип char farith( 0 ); // аргумент имеет тип int farith( 2uL ); // аргумент имеет тип unsigned long farith( 3.14159 ); // аргумент имеет тип double farith( true ); // аргумент имеет тип bool |
}
Стандартные преобразования указателей иногда противоречат интуиции. В частности, значение 0
приводится к указателю на любой тип; полученный таким образом указатель называется нулевым. Значение 0
может быть представлено как константное выражение целого типа:
void set(int*); int main() { // преобразование указателя из 0 в int* применяется к аргументам // в обоих вызовах set( 0L ); set( 0x00 ); return 0; |
Константное выражение 0L
(значение 0
типа long int) и константное выражение 0x00
(шестнадцатеричное целое значение 0) имеют целый тип и потому могут быть преобразованы в нулевой указатель типа int*.
Но поскольку перечисления не относятся к целым типам, элемент, равный 0, не приводим к типу указателя:
enum EN { zr = 0 }; |
Вызов функции set()
является ошибкой, так как не существует преобразования между значением zr
элемента перечисления и формальным параметром типа int*, хотя zr
равно 0.
Следует отметить, что константное выражение 0 имеет тип int. Для его приведения к типу указателя требуется стандартное преобразование. Если в множестве перегруженных функций есть функция с формальным параметром типа int, то именно в ее пользу будет разрешена перегрузка в случае, когда фактический аргумент равен 0:
void print( int ); void print( void * ); void set( const char * ); void set( char * ); int main () { print( 0 ); // вызывается print( int ); set( 0 ); // неоднозначность return 0; |
При вызове print(int)
имеет место точное соответствие, тогда как для вызова print(void*)
необходимо приведение значения 0 к типу указателя. Поскольку соответствие лучше преобразования, для разрешения этого вызова выбирается функция print(int). Обращение к set()
неоднозначно, так как 0
соответствует формальным параметрам обеих перегруженных функций за счет применения стандартной трансформации. Раз обе функции одинаково хороши, фиксируется неоднозначность.
Последнее из возможных преобразований указателя позволяет привести указатель любого типа к типу void*, поскольку void* – это родовой указатель на любой тип данных. Вот несколько примеров:
#include <string> extern void reset( void * ); void func( int *pi, string *ps ) { // ... reset( pi ); // преобразование указателя: int* в void* /// ... reset( ps ); // преобразование указателя: string* в void* |
Только указатели на типы данных могут быть приведены к типу void* с помощью стандартного преобразования, с указателями на функции так поступать нельзя:
typedef int (*PFV)(); extern PFV testCases[10]; // массив указателей на функции extern void reset( void * ); int main() { // ... reset( textCases[0] ); // ошибка: нет стандартного преобразования // между int(*)() и void* return 0; |