Определение иерархии классов
В этой главе мы построим иерархию классов для представления запроса пользователя. Сначала реализуем каждую операцию в виде отдельного класса:
NameQuery // Shakespeare NotQuery // ! Shakespeare OrQuery // Shakespeare || Marlowe |
AndQuery // William && Shakespeare
В каждом классе определим функцию-член eval(), которая выполняет соответствующую операцию. К примеру, для NameQuery она возвращает вектор позиций, содержащий координаты (номера строки и колонки) начала каждого вхождения слова (см. раздел 6.8); для OrQuery
строит объединение векторов позиций обоих своих операндов и т.д.
Таким образом, запрос
untamed || fiery
состоит из объекта класса OrQuery, который содержит два объекта NameQuery в качестве операндов. Для простых запросов этого достаточно, но при обработке составных запросов типа
Alice || Emma && Weeks
возникает проблема. Данный запрос состоит из двух подзапросов: объекта OrQuery, содержащего объекты NameQuery для представления слов Alice и Emma, и объекта AndQuery. Правым операндом AndQuery
является объект NameQuery для слова Weeks.
AndQuery OrQuery NameQuery ("Alice") NameQuery ("Emma") |
NameQuery ("Weeks")
Но левый операнд – это объект OrQuery, предшествующий оператору &&. На его месте мог бы быть объект NotQuery или другой объект AndQuery. Как же следует представить операнд, если он может принадлежать к типу любого из четырех классов? Эта проблема имеет две стороны:
· необходимо уметь объявлять тип операнда в классах OrQuery, AndQuery и NotQuery так, чтобы с его помощью можно было представить тип любого из четырех классов запросов;
· какое бы решение мы ни выбрали в предыдущем случае, мы должны иметь возможность вызывать соответствующий классу каждого операнда вариант функции-члена eval().
Решение, не согласующееся с объектной ориентированностью, состоит в том, чтобы определить тип операнда как объединение и включить дискриминант, показывающий текущий тип операнда:
// не объектно-ориентированное решение union op_type { // объединение не может содержать объекты классов с // ассоциированными конструкторами NotQuery *nq; OrQuery *oq; AndQuery *aq; string *word; }; enum opTypes { Not_query=1, O_query, And_query, Name_query }; class AndQuery { public: // ... private: /* * opTypes хранит информацию о фактических типах операндов запроса * op_type - это сами операнды */ op_type _lop, _rop; opTypes _lop_type, _rop_type; |
Хранить указатели на объекты можно и с помощью типа void*:
class AndQuery { public: // ... private: void * _lop, _rop; opTypes _lop_type, _rop_type; |
Нам все равно нужен дискриминант, поскольку напрямую использовать объект, адресуемый указателем типа void*, нельзя, равно как невозможно определить тип такого объекта по указателю. (Мы не рекомендуем применять описанное решение в C++, хотя в языке C это весьма распространенный подход.)
Основной недостаток рассмотренных решений состоит в том, что ответственность за определение типа возлагается на программиста. Например, в случае решения, основанного на void*-указателях, операцию eval() для объекта AndQuery
можно реализовать так:
void AndQuery:: eval() { // не объектно-ориентированный подход // ответственность за разрешение типа ложится на программиста // определить фактический тип левого операнда switch( _lop_type ) { case And_query: AndQuery *paq = static_cast<AndQuery*>(_lop); paq->eval(); break; case Or_query: OrQuery *pqq = static_cast<OrQuery*>(_lop); poq->eval(); break; case Not_query: NotQuery *pnotq = static_cast<NotQuery*>(_lop); pnotq->eval(); break; case Name_query: AndQuery *pnmq = static_cast<NameQuery*>(_lop); pnmq->eval(); break; } // то же для правого операнда |
}
В результате явного управления разрешением типов увеличивается размер и сложность кода и добавление нового типа или исключение существующего при сохранении работоспособности программы затрудняется.
Объектно-ориентированное программирование предлагает альтернативное решение, в котором работа по разрешению типов перекладывается с программиста на компилятор. Например, так выглядит код операции eval() для класса AndQuery в случае применения объектно-ориентированного подхода (eval()
объявлена виртуальной):
// объектно-ориентированное решение // ответственность за разрешение типов перекладывается на компилятор // примечание: теперь _lop и _rop - объекты типа класса // их определения будут приведены ниже void AndQuery:: eval() { _lop->eval(); _rop->eval(); |
Если потребуется добавить или исключить какие-либо типы, эту часть программы не придется ни переписывать, ни перекомпилировать.