Объекты-исключения
Объявлением исключения в catch-обработчике могут быть объявления типа или объекта. В каких случаях это следует делать? Тогда, когда необходимо получить значение или как-то манипулировать объектом, созданным в выражении throw. Если классы исключений спроектированы так, что в объектах-исключениях при возбуждении сохраняется некоторая информация и если в объявлении исключения фигурирует такой объект, то инструкции внутри catch-обработчика могут обращаться к информации, сохраненной в объекте выражением throw.
Изменим реализацию класса исключения pushOnFull, сохранив в объекте-исключении то значение, которое не удалось поместить в стек. Catch-обработчик, сообщая об ошибке, теперь будет выводить его в cerr. Для этого мы сначала модифицируем определение типа класса pushOnFull
следующим образом:
// новый класс исключения: // он сохраняет значение, которое не удалось поместить в стек class pushOnFull { public: pushOnFull( int i ) : _value( i ) { } int value { return _value; } private: int _value; |
};
Новый закрытый член _value
содержит число, которое не удалось поместить в стек. Конструктор принимает значение типа int и сохраняет его в члене _data. Вот как вызывается этот конструктор для сохранения значения из выражения throw:
void iStack::push( int value ) { if ( full() ) // значение, сохраняемое в объекте-исключении throw pushOnFull( value ); // ... |
}
У класса pushOnFull
появилась также новая функция-член value(), которую можно использовать в catch-обработчике для вывода хранящегося в объекте-исключении значения:
catch ( pushOnFull eObj ) { cerr << "trying to push value " << eObj.value() << " on a full stack\n"; |
}
Обратите внимание, что в объявлении исключения в catch-обработчике фигурирует объект eObj, с помощью которого вызывается функция-член value() класса pushOnFull.
Объект-исключение всегда создается в точке возбуждения, даже если выражение throw – это не вызов конструктора и, на первый взгляд, не должно создавать объекта. Например:
enum EHstate { noErr, zeroOp, negativeOp, severeError }; enum EHstate state = noErr; int mathFunc( int i ) { if ( i == 0 ) { state = zeroOp; throw state; // создан объект-исключение } // иначе продолжается обычная обработка |
В этом примере объект state не используется в качестве объекта-исключения. Вместо этого выражением throw
создается объект-исключение типа EHstate, который инициализируется значением глобального объекта state. Как программа может различить их? Для ответа на этот вопрос мы должны присмотреться к объявлению исключения в catch-обработчике более внимательно.
Это объявление ведет себя почти так же, как объявление формального параметра. Если при входе в catch-обработчик исключения выясняется, что в нем объявлен объект, то он инициализируется копией объекта-исключения. Например, следующая функция calculate()
вызывает определенную выше mathFunc(). При входе в catch-обработчик внутри calculate()
объект eObj
инициализируется копией объекта-исключения, созданного выражением throw.
void calculate( int op ) { try { mathFunc( op ); } catch ( EHstate eObj ) { // eObj - копия сгенерированного объекта-исключения } |
Объявление исключения в этом примере напоминает передачу параметра по значению. Объект eObj
инициализируется значением объекта-исключения точно так же, как переданный по значению формальный параметр функции – значением соответствующего фактического аргумента. (Передача параметров по значению рассматривалась в разделе 7.3.)
Как и в случае параметров функции, в объявлении исключения может фигурировать ссылка. Тогда catch-обработчик будет напрямую ссылаться на объект-исключение, сгенерированный выражением throw, а не создавать его локальную копию:
void calculate( int op ) { try { mathFunc( op ); } catch ( EHstate &eObj ) { // eObj ссылается на сгенерированный объект-исключение } |
Для предотвращения ненужного копирования больших объектов применять ссылки следует не только в объявлениях параметров типа класса, но и в объявлениях исключений того же типа.
В последнем случае catch-обработчик сможет модифицировать объект-исключение. Однако переменные, определенные в выражении throw, остаются без изменения. Например, модификация eObj
внутри catch-обработчика не затрагивает глобальную переменную state, установленную в выражении throw:
void calculate( int op ) { try { mathFunc( op ); } catch ( EHstate &eObj ) { // исправить ошибку, вызвавшую исключение eObj = noErr; // глобальная переменная state не изменилась } |
Catch-обработчик переустанавливает eObj в noErr
после исправления ошибки, вызвавшей исключение. Поскольку eObj – это ссылка, можно ожидать, что присваивание модифицирует глобальную переменную state. Однако изменяется лишь объект-исключение, созданный в выражении throw, поэтому модификация eObj не затрагивает state.