Когда использовать указатель this
Наша функция main()
вызывает функции-члены класса Screen для объектов myScreen и bufScreen
таким образом, что каждое действие – это отдельная инструкция. У нас есть возможность определить функции-члены так, чтобы конкатенировать их вызовы при обращении к одному и тому же объекту. Например, все вызовы внутри main() будут выглядеть так:
int main() { // ... myScreen.clear().move( 2, 2 ), set( '*' ). display(); bufScreen.reSize( 5, 5 ).display(); |
}
Именно так интуитивно представляется последовательность операций с экраном: очистить экран myScreen, переместить курсор в позицию (2,2), записать в эту позицию символ '*' и вывести результат.
Операторы доступа “точка” и “стрелка” левоассоциативны, т.е. их последовательность выполняется слева направо. Например, сначала вызывается myScreen.clear(), затем myScreen.move() и т.д. Чтобы myScreen.move()
можно было вызвать после myScreen.clear(), функция clear()
должна возвращать объект myScreen, для которого она была вызвана. Мы уже видели, что доступ к объекту внутри функции-члена класса производится в помощью указателя this. Вот реализация clear():
// объявление clear() находится в теле класса // в нем задан аргумент по умолчанию bkground = '#' Screen& Screen::clear( char bkground ) { // установить курсор в левый верхний угол и очистить экран _cursor = 0; _screen.assign( // записать в строку _screen.size(), // size() символов bkground // со значением bkground ); // вернуть объект, для которого была вызвана функция return *this; |
}
Обратите внимание, что возвращаемый тип этой функции-члена – Screen& – ссылка на объект ее же класса. Чтобы конкатенировать вызовы, необходимо также пересмотреть реализацию move() и set(). Возвращаемый тип следует изменить с void на Screen&, а в определении возвращать *this.
Аналогично функцию-член display()
можно написать так:
Screen& Screen::display() { typedef string::size_type idx_type; for ( idx_type ix = 0; ix < _height; ++ix ) { // для каждой строки idx_type offset = _width * ix; // смещение строки for ( idx_type iy = 0; iy < _width; ++iy ) // для каждой колонки вывести элемент cout << _screen[ offset + iy ]; cout << endl; } return *this; |
}
А вот реализация reSize():
// объявление reSize() находится в теле класса // в нем задан аргумент по умолчанию bkground = '#' Screen& Screen::reSize( int h, int w, char bkground ) { // сделать высоту экрана равной h, а ширину - равной w // запомнить содержимое экрана string local(_screen); // заменить строку _screen _screen.assign( // записать в строку h * w, // h * w символов bkground // со значением bkground ); typedef string::size_type idx_type; idx_type local_pos = 0; // скопировать содержимое старого экрана в новый for ( idx_type ix = 0; ix < _height; ++ix ) { // для каждой строки idx_type offset = w * ix; // смещение строки for ( idx_type iy = 0; iy < _width; ++iy ) // для каждой колонки присвоить новое значение _screen[ offset + iy ] = local[ local_pos++ ]; } _height = h; _width = w; // _cursor не меняется return *this; |
Работа указателя this не исчерпывается возвратом объекта, к которому была применена функция-член. При рассмотрении copy() в разделе 13.3 мы видели и другой способ его использования:
void Screen::copy( const Screen& sobj ) { // если этот объект Screen и sobj - одно и то же, // копирование излишне if ( this != sobj ) { // скопировать значение sobj в this } |
Указатель this
хранит адрес объекта, для которого была вызвана функция-член. Если адрес, на который ссылается sobj, совпадает со значением this, то sobj и this
относятся к одному и тому же объекту, так что операция копирования не нужна. (Мы еще встретимся с этой конструкцией, когда будем рассматривать копирующий оператор присваивания в разделе 14.7.)
Упражнение 13.7
Указатель this
можно использовать для модификации адресуемого объекта, а также для его замены другим объектом того же типа. Например, функция-член assign()
класса classType
выглядит так. Можете ли вы объяснить, что она делает?
classType& classType::assign( const classType &source ) { if ( this != &source ) { this->~classType(); new (this) classType( source ); } return *this; |
Напомним, что ~classType – это имя деструктора. Оператор new выглядит несколько причудливо, но мы уже встречались с подобным в разделе 8.4.
Как вы относитесь к такому стилю программирования? Безопасна ли эта операция? Почему?