Язык программирования C++. Вводный курс

Инструкции объявления


В С++ определение объекта,  например

int ival;

рассматривается как инструкция объявления (хотя в данном случае более правильно было бы сказать определения). Ее можно использовать в любом месте программы, где разрешено употреблять инструкции. В следующем примере объявления помечены комментарием //#n, где n– порядковый номер.

#include <fstream>

#include <string>

#include <vector>

int main()

{

    string fileName; // #1

    cout << "Введите имя файла: ";



    cin >> fileName;

    if ( fileName.empty() ) {

        // странный случай

        cerr << "Пустое имя файла. Завершение работы.\n";

        return -1;

    }

    ifstream inFile( fileName.c_str() ); // #2

        if ( ! inFile ) {

        cerr << "Невозможно открыть файл.\n";

        return -2;

    }

    string inBuf;          // #3

    vector< string > text; // #4

    while ( inFile >> inBuf ) {

        for ( int ix = 0; ix < inBuf .size(); ++ix ) // #5

            // можно обойтись без ch,

            // но мы использовали его для иллюстрации

            if (( char ch = inBuf[ix] )=='.'){ // #6

                 ch = '_';

                 inBuf[ix] = ch;

            }

        text.push_back( inBuf );

    }

    if ( text.empty() )

        return 0;

    // одна инструкция объявления,

    // определяющая сразу два объекта

    vector<string>::iterator iter = text.begin(), // #7

                             iend = text.end();

    while ( iter != -iend ) {

        cout << *iter << '\n';

        ++iter;

    }

    return 0;

}

Программа содержит семь инструкций объявления и восемь определений объектов. Объявления действуют локально; переменная объявляется непосредственно перед первым использованием объекта.

В 70-е годы философия программирования уделяла особое внимание тому, чтобы определения всех объектов находились в начале программы или блока, перед исполняемыми инструкциями. (В С, например, определение переменной не является инструкцией и обязано располагаться в начале блока.) В некотором смысле это была реакция на идиому использования переменных без предварительного объявления, чреватую ошибками. Такую идиому поддерживал, например, FORTRAN.


Поскольку в С++ объявление является обычной инструкцией, ему разрешено появляться в любом месте программы, где допустимо употребление инструкции, что дает возможность использовать локальные объявления.

Необходимо ли это? Для встроенных типов данных применение локальных объявлений является скорее вопросом вкуса. Язык их поощряет , разрешая объявлять переменные внутри условных частей инструкций if, if-else, switch, while, for. Те программисты, которые любят этот стиль, верят, что таким образом делают свои программы более понятными.

Локальные объявления становятся необходимостью, когда мы используем объекты классов, имеющие конструкторы и деструкторы. Если мы помещаем все объявления в начало блока или функции, происходят две неприятные вещи:

·                  конструкторы всех объектов вызываются перед исполнением первой инструкции блока. Применение локальных объявлений позволяет “размазать” расходы на инициализацию по всему блоку;

·                  что более важно, блок или функция могут завершиться до того, как будут действительно использованы все объявленные в начале объекты. Скажем, наша программа из предыдущего примера имеет два аварийных выхода: при вводе пользователем пустого имени файла и при

невозможности открыть файл с заданным именем. При этом последующие инструкции функции уже не выполняются. Если бы объекты inBuf и next были объявлены в начале блока, конструкторы и деструкторы этих объектов в случае ненормального завершения функции вызывались бы совершенно напрасно.

Инструкция объявления может состоять из одного или более определений. Например, в нашей программе мы определяем два итератора вектора в одной инструкции:



// одна инструкция объявления,

// определяющая сразу два объекта

vector<string>::iterator iter = text.begin(),
                         lend = text.end();



Эквивалентная пара, определяющая по одному объекту, выглядит так:



vector<string>::iterator iter = text.begin();
vector<string>::iterator lend = text.end();

Хотя определение одного или нескольких объектов в одном предложении является скорее вопросом вкуса, в некоторых случаях – например, при одновременном определении объектов, указателей и ссылок – это может спровоцировать появление ошибок. Скажем, в следующей инструкции не совсем ясно, действительно ли программист хотел определить указатель и объект или просто забыл поставить звездочку перед вторым идентификатором (используемые имена переменных наводят на второе предположение):



// то ли хотел определить программист?
string *ptrl, ptr2;

Эквивалентная пара инструкций не позволит допустить такую ошибку:



string *ptr1;
string *ptr2;

В наших примерах мы обычно группируем определения объектов в инструкции по сходству употребления. Например, в следующей паре



int aCnt=0, eCnt=0, iCnt=0, oCnt=0, uCnt=0;
int charCnt=0, wordCnt=0;

первая инструкция объявляет пять очень похожих по назначению объектов – счетчиков пяти гласных латинского алфавита. Счетчики для подсчета символов и слов определяются во второй инструкции. Хотя такой подход нам кажется естественным и удобным, нет никаких причин считать его хоть чем-то лучше других.

Упражнение 5.1

Представьте себе, что вы являетесь руководителем программного проекта и хотите, чтобы применение инструкций объявления было унифицировано. Сформулируйте правила использования объявлений объектов для вашего проекта.

Упражнение 5.2

Представьте себе, что вы только что присоединились к проекту из предыдущего упражнения. Вы совершенно не согласны не только с конкретными правилами использования инструкций объявления, но и вообще с навязыванием каких-либо правил для этого. Объясните свою позицию.


Содержание раздела